§ 19. География мирового транспорта. (учебник)

§ 19 География мирового транспорта.

Вспомните

?

  1. Что такое транспортный узел?
  2. Какой вид транспорта и почему является ведущим в Украине?
  3. Что понимают под понятиями «грузооборот», «пассажирооборот»?


Транспорт и связь - Важные отрасли мировой экономики. Осуществляя перевозку грузов, пассажиров, передачу информации в пространстве, они обеспечивают рыночный обмен товарами и услугами между странами и регионами, участвующих в формировании их хозяйственной специализации, способствуют углублению процессов кооперации производства. Транспорт и связь формируют единые региональные, национальные, мировые рынки. Эти две отрасли называют «кровеносной системой »мирового хозяйства. Роль этих отраслей настолько значительна, что по уровню их развития можно определить уровень развития страны.

В эпоху Великих географических открытий (XV-XVI вв.) Большую роль в формировании единого мирового рынка сыграл морской транспорт. Только он мог доставить товары с одного континента на другой. Однако «золотой век» транспорта наступил только на рубеже XVIII-XIX века, когда  началось развитие капиталистических отношений. При капиталистическом способа производства продукция производится исключительно на продажу. Со временем объективно усугубляется производственная специализация между отдельными регионами и странами, в результате чего происходит активизация товарного обмена между ними. Наряду с этим продолжается поиск более дешевых источников сырья и рабочей силы, не обязательно в своей стране. Все это способствует развитию транспорта. Появляются его новые виды: автомобильный и железнодорожный - конце XVIII - начале XIX века, трубопроводный - в конце XIX века, авиационный - начале ХХ в.

Одновременно происходит поэтапная замена старых типов двигателей на новые,  эффективные. На смену парусным речным и морским судам после изобретение парового двигателя пришли пароходы (на начальном этапе колесные, затем винтовые), их сменили пароходы с дизельным двигателем. Паровой тележка (1789) изменил автомобиль сначала с газовым, а затем и с бензиновым двигателем внутреннего сгорания и дизельным двигателем. Паровозы на железной дороге постепенно были заменены тепловозами (с дизельным двигателем) и электровозами, а турбинные самолеты - турбореактивными.

Словарь терминов и понятий

Современная мировая транспортная система-  это взаимодополняющие сочетания различных видов транспорта: наземного (Железнодорожного, автомобильного) водного (морского, речного, озерного) воздушного (или авиационного); подземного (трубопроводного).

Безусловным лидером по протяженности транспортных путей является автомобильный  транспорт (28 000 тыс. км), что обусловлено его доступностью и сравнительно низкой стоимостью. Морской транспорт занимает второе место (10 500 тыс. км)  благодаря огромным пространствам Мирового океана и активизации протяжении последних нескольких десятилетий морских межконтинентальных перевозок.

На морские перевозки приходится до 80% грузов

Протяженность трубопроводов (нефтепроводы - 760 тыс. км, газопроводы - 1  200 тыс. км) с каждым годом увеличивается. Протяженность железных дорог достигает 1  250 000 км. Внутренний водный транспорт (реки и каналы) имеет небольшую протяженность - 550 000 км.

Для характеристики работы различных видов транспорта чаще используют четыре показателя: объем перевезенных грузов перевозятся (измеряется в тоннах); грузооборот (тонно-километра); объем пассажиров, воспользовавшихся транспортом (пассажиры); пассажирооборот (Пассажиро-километры). Основными считают грузооборот и пассажирооборот. Более 3 / 5 суммарного мирового грузооборота обеспечивает морской транспорт, 4 / 5 пассажирооборота - автомобильный.

На строительстве дороги

Через технологические особенности отдельных видов транспорта, характера грузов и природных особенностей различных регионов в каждом из них ведущим является какой-то один вид транспорта. Например, в большинстве развитых стран и во многих развивающихся странах (прежде всего, Латинской Америки) основной вид транспорта - автомобильный. В России, Китае, Индии традиционно преимущество по железнодорожным транспортом, а странах Юго-Западной Азии благодаря чрезвычайно значительным запасам нефти и газа  - Трубопроводным. В Японии, Греции, Индонезии, Филиппинах, Чили даже в  внутренних перевозках ведущие позиции занимает морской транспорт.

Одним из основных видов транспорта является железнодорожный. Сейчас наибольшее железнодорожную сеть имеют страны со значительной площадью - США, Россия, Китай, Индия. Около 30 стран мира вообще не имеют железных дорог (Гвинея, Нигерия, Бурунди, Сомали, Чад, Руанда, Лесото, Гвинея-Бисау, Экваториальная Гвинея). Максимальную плотность железных дорог имеют Бельгия, Швейцария (свыше 200 км / 1 000 км2), Германия и другие европейские страны. По длине электрифицированных железных дорог в мире лидируют Россия, Германия, Франция, Индия, Китай. Доля электрифицированных линий больше в  странах с горным рельефом, поскольку электровоз способен лучше ехать вверх и вниз. В России она составляет 47%, в Украине - 40%, а в США - 1  %, В Австралии и Канаде их вообще нет. Незначительная доля электрифицированных железных дорог в США обусловлена

По показателям грузооборота железнодорожного транспорта мировыми лидерами являются США, Китай, Россия, для которых характерна значительная диспропорция в развития отдельных регионов. В «десятку» лидеров входят также Индия, Украина, Польша, Франция, Япония, Италия.

По показателям пассажирооборота выделяют Индию, Японию, Китай, где путешествия железной традиционно дешевые и удобные, а потому популярны.

Среди последних тенденций развития мирового железнодорожного транспорта -  создание скоростных магистралей для пассажирских и почтовых перевозок. Сравнительно разветвленную сеть таких трасс уже построены в Японии («Синкансэн»), Франции («ТЖВ»), Германии («Интер Континенталь», «Интер Сити»), США и Испании. Рекорд скорости поездов на этих трассах - свыше 500 км / ч.

Строительство трансазиатская железной дороги, соединяющей Стамбул и Сингапур (14 тыс. км), Трансканадськои (4,9 тыс. км), трансамериканское (3 тыс. км) зализниьи способствовать развитию экономических связей, росту экономки и благосостояния населения стран Азии, Америки.

Для любознательных. Первую в мире железную дорогу с локомотивами на паровой тяге был сооружен в 1825 г. в Великобритании (участок Стоктон - Дарлингтон), а уже в 1930 г. первый коммерческий пассажирский поезд курсировал между Ливерпулем и Манчестером. В середине XIX в. железной дороги появились во Франции, Бельгии, Германии, Австрии, России, Нидерландах, Италии, Испании, Индии, Египте, Австралии, Бразилии, Аргентине. В 1913 г. общая протяженность железных дорог составляла 1 100 тыс. км,  т.е. примерно столько же, сколько на сегодняшний день. Самая длинная железнодорожную сеть имели США (409 тыс. км), Российская империя (72), Германия (65), Великобритания (40,8), Франция (39,6), Италия (34,7). В дальнейшем железнодорожный транспорт, не выдержав конкуренции с другими видами транспорта, потерял свое значение, а часть железных дорог разобрано.

Для мировой сети железных дорог характерны несколько типов колеи. В европейских странах, США, Японии и многих развивающихся странах, распространена колея шириной 1 435 мм; в Украине, России, Финляндии, Монголии  - 1 520 мм, в большинстве развивающихся стран - 1 667, 1 067, 1 000, 762 мм. Иногда в одной стране функционируют несколько типов колеи. Это существенно уменьшает эффективность эксплуатации железной дороги.

Значительный вклад в пассажирооборот железнодорожного транспорта вносит метрополитен. Первая линия метро появилась в 1863 г. в Лондоне ( Великобритания). Лондонское метро и сегодня разветвленную в мире. Самая метро имеет Нью-Йорк (более 450 км и более 500 станций).

Автомобильный транспорт не одинаково развит в разных странах. На сегодня по общей протяженности автомобильных дорог мировое лидерство  принадлежит США, Индии и Бразилии. В последние годы значительное количество автомобильных магистралей построены в Китае. По протяженности дорог с твердым покрытием первое место занимают США, за ними следуют Япония, Франция, Германия и другие развитые страны. Наименьшая обеспеченность автомобильными дорогами характерна для Африки (район Сахары и Сахель), Южной Америки (Амазония, Гвинейский нагорье, часть Бразильского нагорье), Азии (Западный Китай, Аравийский полуостров), южная и восточная часть России, Австралия (район Большой Австралийской пустыне).

Большинство развивающихся стран, имеют больше грунтовых дорог. По длиной скоростных дорог высочайшего класса - «хайвеев», «автобанов» - выделяют США и Германию. Максимальные значения плотности автомобильных путей в развитых странах с высокой плотностью населения и хозяйственной  деятельностью - Японии, Люксембурге, Бельгии, Германии.

Автобаны Германии

В начале XXI века мировой автомобильный парк составлял около 700 млн штук, а количество легковых автомобилей почти в 2,5 раза превышала количество грузовых. Большие автопарки имеют развитые страны: США (207,5  млн шт), Германия, Франция, Великобритания. В последнее время значительно обновили автопарк Италия и Испания. Стремительно растет количество индивидуальных легковых автомобилей в России, Бразилии, Мексике, Индии, Китае. Ожидается, что в 2025 г. мировыми лидерами по общему количеству автомобилей станут Китай и Индия. Самый высокий уровень автомобилизации (Количество автомобилей на душу населения - шт./1000 лиц) характерен для развитых стран (Люксембург - 590, Италия - 560, США - 520, Германия - 500, Австралия - 490, Новая Зеландия - 470, Австрия - 460, Канада - 460, Швейцария - 460, Франция - 440). Самые низкие показатели в Индии (5), Китае (3), странах Западной, Центральной, Восточной Африки (1-2).

Дальнейшее развитие автомобильного транспорта осуществляется путем быстрого строительства автобанов международного значения и трансконтинентальных магистралей.

Развитие автомобильного транспорта начался раньше, чем развитие железнодорожного. Первые дороги, отмостки камнем, появились во Франции еще в XVI в. Они назывались «шоссе» (дословно «обута»), впоследствии это слово вошло и в другие языки. Первые дороги с асфальтобетонным покрытием появились в Европе лишь в первой половине XIX в. В течение нескольких веков все перевозки сухопутными путями осуществляли конные экипажи. Первый самоходная тележка с паровым двигателем изобрел в 1789 г. во Франции Н.-Ф. Канье. Эра автомобиля современного типа наступила через 100 лет, когда  на четырехколесную тележку впервые установили бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Резкий толчок автомобилестроению дало внедрение в начале ХХ в. конвейера (Г. Форд).

Автоцистерна. США

Трубопроводный транспорт - транспорт, связанный с интенсивным развитием энергетики и химической промышленности. Развитие его начался  1963 г., когда в штате Пенсильвания (США) был построен первый в мире  нефтепровод. В конце XIX - начале ХХ в. нефтепроводы появились в  всех странах, где добывали нефть. Быстрый рост количества нефтепроводов приходится на 50-е годы ХХ века, когда основным видом топлива в  мире стала нефть. В настоящее время страны, обладавшие нефтяными запасами, быстро увеличили ее добычу, а страны, не имели своих запасов, повысили на нее спрос.

Эпоха интенсивного строительства газопроводов наступила позже - в 80-е  годы ХХ в. На сегодня самые длинные сети нефте-и газопроводов имеют и страны, добывающие углеводы, и страны-потребители этого сырья.

Страны-лидеры по длине магистральных нефте-и газопроводов - США,  Россия, Германия, Канада, Мексика, Франция, Италия, Китай, Аргентина, Великобритания. 2 / 3 мировых трубопроводов приходится на Северную Америку.

Самыми длинными в мире нефтепровод «Дружба» (5,5 тыс.км), Уренгой - Западная Европа (4,5 тыс.км), канадские Редуотер - Порт - Кредит (4,8 тыс.км), Эдмонтон - Монреаль (3,2 тыс.км), американский продуктопровод Хьюстон - Нью-Йорк (2,5 тыс.км).

Строятся и функционируют трубопроводы в Средиземном море, Мексиканском заливе, Северном море. Трубопроводный транспорт динамично развиваться, поскольку существует потребность в транспортировке газа, нефти с мест добычи к местам потребления.

Морской транспорт занимает ведущее место в обеспечении международных перевозок.

Крупные порты являются важными звеньями мировой транспортной системы

На сегодня официально крупнейшими морскими флотами обладают Панама (5108 судов), Либерия (1477 судов), Мальта (1441). К «двадцатки лидеров »входят также Багамские острова, Греция, Кипр, Сингапур, Норвегия, Китай, Япония, Сянган, Маршалловы Острова, Великобритания, США, Индия, Италия, Филиппины, Сент-Винсент и Гренадины, Бермудские острова, Турция.

Для измерения величины морского флота используют также объемный и весовой показатели. Объемный показатель, или водоемкость, измеряют в брутто-регистровых тоннах (1 бр.-рег. т - 2,83 м3), весовой,  или грузоподъемность - в тоннах дедвейт. Реально максимальным тоннажем морского флота обладают США (70 млн бр.-рег. т) и Япония (50 бр.-рег.  т). Традиционно функции «морских перевозчиков» выполняют Греция и Норвегия. К концу ХХ в. мировой морской торговый флот насчитывал 39 тыс. судов. Около 30% всего флота - танкеры, 25% - балкеры (суда для  насыпных грузов).

Районом интенсивных морских перевозок обычно становится регион который имеет самый высокий уровень развития. Так, в 70-е годы ХХ в. в связи с бурным развитием стран Азиатско-Тихоокеанского региона «центр притяжения »морских перевозок стал смещаться из Атлантического океана в Тихий: свои грузообороты увеличили морские порты Японии, Южной Кореи, Сингапура, Китая, Тайваня.

Всего в мире на начало XXI века насчитывается более 2,2 тыс. крупных портов. Подавляющее большинство крупных морских портов расположена в странах Восточной Азии, Европы и США, в Атлантическом и Тихом океанах. Крупнейшими портами являются обычно транзитные, распределяющие грузы между соседними странами - Сингапур, Роттердам, Антверпен. Некоторые порты образуют мощные портовые комплексы. Так, в состав портового комплекса Токио можно отнести собственно порты Токио, а также Кавасаки, Йокогама, Йокосука, Тибы, Лос-Анджелеса - собственно Лос-Анджелес и Лонг-Бич. В связи с активизацией мировой торговли сырьем среди крупных морских портов мира выделяют много специализированных. Хьюстон, Корпус-Кристи, Чемоданов (США) перерабатывают нефтяные грузы, Дампьер (Австралия) - железную руду, Ричардс Бей (Южная Африка), Ньюкасл (Австралия) - уголь. Крупнейшими контейнерными портами являются Сянган, Сингапур, Роттердам, Гаосюн, Пусан.

В порту Роттердам. Нидерланды

По общему грузообороту в десятку крупнейших портов мира на начала XXI века входят Шанхай, Нинбо, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Циндао, Сянган, Циньхуандао (Китай), Сингапур (Сингапур), Роттердам (Нидерланды), Хьюстон (США).

В современном мировом морском судоходстве традиционно большую роль играют международные каналы. Всего их построено четыре: Суэцкий (Египет), Панамский (Панама), Кильский (Германия), Коринфский (Греция).

Перспектива развития морского транспорта связана со строительством судов на воздушной подушке, с атомными силовыми установками; контейнеровозов, которые будут транспортировать контейнеры и лихтеры.

Морской порт Нью-Йорка

Внутренний водный (речной и озерный) транспорт используется как в  внутри страны, так и для международных перевозок. По его размещения влияют природные особенности территории - наличие судоходных рек и озер, искусственных каналов и водохранилищ. На сегодня больше грузов и  пассажиров реками, озерами, каналами перевозят в странах Северной Америки (США, Канада) и Европы (Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция). Согласно интенсивно для судоходства используются реки: Миссисипи с притоком Святого Лаврентия в Северной Америке; Рейн,  Шельма, Маас, Эльба, Дунай, Одер, Висла, Сена, Луара, Гаронна, Рона в Европе. Среди других стран мира сравнительно высоко развитый внутренний водный транспорт в России и Китае.

В некоторых регионах значительную роль играют международные речные системы: Рейн и Дунай в Европе; Святого Лаврентия в Северной Америке; Амазонка и  Парана в Латинской Америке; Меконг, Ганг, Инд, Иравади - в Азии, Конго, Нил, Нигер - в Африке. Самые большие в мире судоходные каналы построен в США (Береговой и Эри-канал), Китае (Большой Китайский), Германии (Рейн-Майн-Дунай, Среднегерм, Дортмунд-Эмс), Франции (Центральный, Бургундский, Восточный), России (Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский).

Мировое лидерство по объему перевезенных грузов на озерах принадлежит системе Великих Американских озер - крупнейшей международной системе. Статус крупнейшего речного порта мира имеет Дуйсбург (Германия), который называют «западными воротами Рура». В год он перерабатывает не менее  50 млн т грузов. Крупными речными портами также Кельн (Германия), Мемфис, Сент-Луис, Миннеаполис, Луисвиль, Цинциннати (США).

Развитые страны будут совершенствовать внутренний водный транспорт. Это сделает перевозки значительных объемов грузов более экономичными. А развивающиеся страны будут пытаться освоить крупные речные системы Южной Америки и Африки оживит их экономическое и социальное развитие.

Авиационный транспорт стал развиваться лишь на рубеже ХIХ-ХХ вв. Он является самых скоростным, но найвартисним видом транспорта. Имеет большое значение для международного сообщения и для стран с большой территорией. Среди отдельных стран по уровню развития авиационного транспорта выделяют США. В них не только больше авиакомпаний, но и мощный авиапарк (3 / 4 парка самолетов развитых стран). В США расположены крупнейшие аэропорты (в Атланте - «Хертсфилд», в Чикаго - «О'Хара», Лос-Анджелес). В  Европе крупнейшие аэропорты имеет Великобритания (Лондон - «Хитроу»), Германия (Франкфурт-на-Майне - «Рейн-Майн»), Франция (Париж - имени Шарля де Голля). В Азии - Япония (Токио - «Ханэда»). Сравнительно высокого уровня развития авиационный транспорт достиг в Великобритании, Японии, Германии, Франции, Бразилии, России, Италии, Канаде, Австралии. Наибольшее количество пассажиров в год принимают аэропорты Атланты, Чикаго, Лондона, Токио, Париже.

Франко-Британский Concorde - единственный в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер, на протяжении 30 лет совершал трансатлантические авиаперевозки

Авиационных транспорт будет развиваться путем усовершенствования, модернизации подвижного состава, наращивание скорости перевозки.

Связь. Связь справедливо считают одной из важнейших отраслей мирового хозяйства, которая обеспечивает передачу, прием почтовых, телефонных, телеграфных, радио и иных сообщений.

Способы передачи информации менялись с развитием науки и технологии. В середине XVII века во Франции стала регулярно работать почтовая служба, а в 1840 г. в Великобритании появилась первая почтовая марка. Кроме того, в XIX в. изобретено принципиально новые технические средства передачи информации: телеграф (1832), телефон (1876) и радио (1895). В 1914 году начала свою работу первая в мире радиостанция «локрен» (Бельгия). В 30-е годы ХХ в. был проложен телефонный кабель по дну Атлантического океана, тем самым была установлена

Первым эффективным средством электрической связи стал телеграф. Двусторонним связь стала благодаря телефона. Радио сделало связь без сетей проводов, доступным для использования движущимися объектами.

В настоящее время средства массовой информации подразделяются на три большие группы - кабельные, радио и спутниковые. Службы информации могут быть радиовещательными (радио, телевидение) и общего пользования (телефон, факс, факсимильная связь, электронная почта).

Сеть международной связи

На развитие передачи информации значительно повлиял спутниковую связь. Спутники размещают на геостационарной орбите (орбита Кларка - 36 тыс. км над экватором). Один такой спутник, «зависает» над земной поверхностью (вращается с такой же скоростью, как и Земля вокруг своей оси), обеспечивающий прием сигналов на трети поверхности Земли, видимая с  космоса. Спутниковая связь на сегодня удовлетворяет 2 / 3 мировых потребностей в коммуникации. Быстро растет мировой рынок телекоммуникационных услуг. Происходит связь по сети Internet.

Наземные системы связи развиваются благодаря использованию оптико-волоконных технологий. Тонкое оптическое волокно (как человеческая волос) обеспечивает тысячи телефонных разговоров. Происходит переход от аналоговой техники передачи информации в цифровой, что значительно улучшает качество и объем передачи. Быстро растут мобильные системы связи (Сотовая связь).

По уровню развития всех современных видов связи (радио, ТВ, телефонный, Интернет) мировое лидируют развитые страны - США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия. В последние годы к ним присоединились крупные развивающиеся страны - Китай, Бразилия, Индия.